Для облегчения обучения чтению и увеличения скорости чтения необходимо выучить слоги.
Заучивать слоги нужно по той же схеме, которая используется при заучивании букв:
— многократное называние слога взрослым;
— поиск слога по заданию взрослого с последующим называнием;
— самостоятельное называние — «чтение» слога.
В школе мы знакомимся с буквами, слогами.
После ознакомления ребенка со слогами нужно создавать ситуации, где ребенок будет искать заданный взрослым слог. Напишите слоги на отдельных листочках, разложите перед ребенком:
— попросите привезти на грузовике «кирпичик» КА, или КО, или КУ и т. д.;
— «превратите» листочки со слогами в конфетки, угостите куклу «конфеткой» КИ, или КЕ, или КО и т. д.;
— поиграйте «в почтальона» — разносите «письма»-слоги членам вашей семьи, например: «Отнеси бабушке КУ», «Для папы отнеси письмо ПЕ» и т. д.;
— разложите слоги на полу, «превратите» ребенка в самолетик, командуйте, на какой аэродром приземлиться.
Искать заданный слог можно и на страницах азбуки или букваря. При этом игровая ситуация может выглядеть как обучение любимой игрушки чтению («Покажи Буратино слог ПУ!», а сразу после показа — «Скажи ему, какой это слог»).
Можно разрезать написанные на листочках слоги по горизонтали или диагонали (но не по вертикали, иначе слог будет разделен на буквы). Вы даете ребенку верхнюю часть слога, называете слог, просите найти нижнюю часть, затем составить половинки и назвать слог.
Напишите пунктирной линией слоги, которые заучиваете с ребенком, предложите обвести названный вами слог, можно разные слоги обводить карандашами разного цвета.
Всегда после выполнения заданий на поиск слога спрашивайте ребенка, какой это слог (но не «Прочитай, что написано!»). Ребенку в данных учебных ситуациях нужно только припомнить, задание с каким слогом он выполнял, вы сами этот слог называли, когда давали задание. Если ребенок не может вспомнить слог, предложите ему на выбор несколько вариантов ответов: «Это ГО или ГУ?», «ЛЕ? BE? СЕ?». Так вы оградите ребенка от вынужденного побуквенного анализа слога («Г и О, будет… Будет… Будет…»), который вызовет у него отрицательные эмоции, так как осложнит процесс чтения. Дети, которые привыкают «видеть» в слоге отдельные буквы и пытаются их «складывать», часто длительное время не могут перейти к слоговому чтению и чтению целыми словами, «складывание» слов из букв не дает им возможность увеличивать скорость чтения.
Стоит ли с одинаковым упорством заучивать все слоги? Нет! Обратите внимание на слоги, которые редко встречаются в русском языке (чаще с гласными Ю, Я, Э), не настаивайте на уверенном чтении этих слогов, если ребенок их трудно запоминает. Слова РЮША, РЯСА, НЭЦКЕ и подобные не так часто встречаются в книгах!
Слоговой домик
Своеобразным экраном успехов в обучении чтению ребенка может стать Слоговой домик, который будет «строить» сам ребенок по мере изучения слогов-слияний. Для его изготовления потребуется большой лист бумаги (ватман, обои), фломастеры или краски, клей и цветная бумага или картон. На большом листе бумаги нужно изобразить «каркас» дома: внизу по горизонтали напишите гласные буквы (можно изобразить их в арках-подъездах), по вертикали снизу вверх напишите согласные буквы в том порядке, который предлагает ваша азбука или букварь (интереснее будет, если согласные буквы будут «стоять на балкончиках»). Каркас готов. Теперь на отдельных листочках бумаги — «кирпичиках» — напишите изучаемые в настоящий момент слоги. Попросите ребенка найти слоги по вашему заданию, определите место этого «кирпичика» в доме (по горизонтали — «этаж», по вертикали — «подъезд»), приклейте слог на его место. Теперь можно после занятий с группой слогов вклеивать их в этот домик. Так домик будет расти этаж за этажом, а ребенок будет видеть свои успехи в освоении чтения.
Слог + картинка
На этапе самостоятельного чтения используется упражнение «Слог + картинка». Такого рода задания редко встречаются в учебных пособиях, но они очень полезны, так как способствуют раннему формированию осмысленного чтения.
Автор: В.В. Мамаева
Также предлагаю игры для запоминания слогов и обучения чтению:
Комментариев нет:
Отправить комментарий